li_nevskaya ([info]li_nevskaya) wrote in [info]yuri_naumov,
Отзыв о квартирном концерте Юрия Наумова 24.10.07. Санкт-Петербург.
Это чудо произошло внезапно, оно не должно было случиться, но случилось. Квартирник Юрия Наумова – в Питере такого не бывало уже лет двадцать (Гороховскому, конечно, памятник надо ставить – на Площади Искусств, у «Бродячей собаки»). Верилось в такое счастье с трудом, ждалось с нетерпением, купленные заранее билеты жгли руки. И вот организованной толпой мы идем туда, где будет вершиться Действо.
Народу было много – очень долго рассаживались, места для всех нашлись с трудом, и даже под роялем сидела девушка. В результате всех перемещений и уплотнений я оказалась на первом ряду (на первый ряд стеснялись садиться) и с трепетом смотрела на пустой пока стул с помпезно высокой спинкой, от которого меня отделяло чуть больше метра. Маэстро занял свое место, каким-то непостижимым образом пройдя сквозь оч-чень плотные ряды своих поклонников, и первым делом объявил, что, несмотря на то, что концерт проходит не в зале, мы ничего не потеряем в отношении качества музыки. Если честно, то лично у меня никаких сомнений в этом не было с самого начала, но ТАКОГО высокого уровня я не ожидала. Отлично выстроенный звук, не слишком громкий, но абсолютно четкий и внятный, не было потеряно ни одной ноты, ни одного спецэффекта. А уж уровень исполнения – это просто отдельная история. Юрий – действительно потрясающий музыкант, и в этот раз он отыграл совершенно полноценный (более, того, превосходный!) концерт, показав не только свой уникальный талант, но максимально серьезное отношение и к тому, что делает, и к публике. Не было ощущения междусобойчика, а было удивительное сочетание концерта серьезной музыки и непосредственного, очень теплого общения.
И сам Юрий оказался совсем не таким, каким казался мне с большой сцены – отстраненной и надменной звездой. Ничего подобного! Очень открытый человек, внимательный к аудитории, море личного обаяния в плюс к обаянию артистическому, всецелая поглощенность не своей персоной, а своим искусством, которое и делает его персону столь значительной. И страстное желание поделиться своими открытиями, и благодарность за то, что мы хотим принять этот дар.
Мы встретили его появление аплодисментами, и Юрий поведал страшную историю о том, что много лет назад, когда квартирники он играл часто, он предупреждал, что хлопать не надо, он все поймет по глазам, а если будет шумно, то соседи вызовут ментов, и будет винтилово. Аудитория и впрямь притихла, все первое отделение хлопки были робкие. Юрий умилялся: «Как я вас всех застремал!»
Первым был «Рок как будто блюз», мною услышанный впервые. Блюза в нем, по-моему, все же больше, чем рока – блюза такого изящного, по-кошачьи грациозного, что перехватывало дыхание. Затем «Шкодный блюз», и впрямь очень шкодный и сыгранный очень лихо. А потом – «Та, с которой шел» - одна из самых красивых и трагических вещей у Наумова. Сногсшибательной силы песня, в которой сочетаются лаконичность формы и почти невыносимый накал страстей, бездна боли и возвышенность. Как состояние глубокого шока, которое страшнее любой истерии, за которым – настоящее безумие. И это соло, где ноты бессильно падают, как слезы. «Мне больно, и значит, ее еще можно спасти…» - потрясающе. Следом еще одна всеми любимая вещь, «Звездная ночь». Удивительно, что Юрий написал ее очень молодым и долго не воспринимал всерьез, оценив по достоинству уже позже, когда публика приняла ее на ура. Песня чудная. Ситуация, описанная в ней, болезненная по ощущениям, но абсолютно правильная. Музыка, волшебная как добрая сказка, благословляет в путь и сулит чудеса на этом пути, оттеняя грустные первые два куплета и предвкушая удивительный последний. «Звездная ночь – это мать твоих снов» - ах, как здорово это сказано! Как многозначно! Исполнение этой песни было приурочено к двадцатилетию выхода альбома «Неподдающийся проверке». Далее – целый блок мощных, жестких, ритмичных композиций: «Никак не похоже на блюз», «Пинг-понг», «Всемирный закон торможенья» (бешеная энергия, воздух трещал и искрился!), «Ночь на хайвее», вторую половину которой я тихонько мурлыкала себе под нос, и – достойный финал первого отделения – «Рожден, чтоб играть». Я очень боялась, что этим вещам в камерном пространстве квартиры будет тесно, но оказалось, что боялась зря – опять же, грамотно организованный звук – большое дело (Гороховскому – памятник, однозначно!).
Перед антрактом Юрий всех предупредил, что первые минут сорок следующего отделения потребуют максимально внимания и сосредоточения от слушателей: будет исполнен ряд сложных композиций, очень насыщенных и в музыкальном, и текстовом плане, «трохи психоделишных». «Вот тут-то и начнется самое интересное» - сказала я себе мысленно. Лихорадочный перекур на лестнице, нервное ерзанье на скамье в зале – и вот началось. Первым чудом оказался «Пьяница Радуги». Я его услышала впервые – и как он мне понравился! Опять же, удивительно, текст повествует о безмерной трагичности этого мира, о неприятии миром личности, о гибели – и при этом в ней мощнейший позитивный заряд! Эта песня немного напоминает «Печальные сказки», но она, на мой взгляд, лучше – очень цельная, очень добрая, оставляет чувство неземного счастья. Второе чудо – «Этой ночью», я узнала ее еще до того, как она была объявлена (Юрий даже объявляет ее очень красиво). Для меня лично это был просто подарок, я очень люблю эту песню. Мне кажется, что она обо мне, обо всем, что я по-настоящему люблю, и о характере этой любви. Да простят мне употребление моей профессиональной терминологии, но текст это песни – своего рода историософская концепция. Вечное чередование «лунной» и «солнечной» эпох в истории культур, и горькое разочарование «лунных» людей в новом утре, в котором не сбываются их мечты. «Не слишком ли много галлюциногенов?» - мне иногда задают подобные вопросы посторонние люди, когда узнают, чем я занимаюсь, и я чувствую себя осколком рафинированной культуры перед лицом варваров-завоевателей…
«Но завтрашней ночью кто-то останется жив, чтоб пришедшим позднее поведать о нас» - это и есть моя миссия… И Юрий выдал эту вещь во всей ее красе, с яростным перестуком по струнам и блюзовым соло, захватывающим и экстремальным, как скольжение по льду. Дальше была «Вера», снова новая для меня вещь, пафосная и драматичная, очень понравилась, но запомнилась плохо. Завершала блок «сложного и интересного» «Жизнь как единственный день», уже знакомый мне по концертам номер, тяжелый, психоделичный, насыщенный до предела яркими образами и драматизмом. Все-таки очень хочется прослушать его в записи, очень вдумчиво, несколько раз подряд, чтобы как следует разобраться… Хотя живое прослушивание ТАКОЙ музыки – просто безумная роскошь. Затем были две песни Майка – это уже традиция для концертов Наумова в Питере. «Позвони мне рано утром» и «Седьмая глава», в небанальной наумовской трактовке, очень нежные и проникновенные, действительно лишенные «питерской ироничной отстраненности», о которой Юрий говорил, и наполненные искренними человеческими чувствами. Мне кажется, что ироничность Майка определялась все же не столько спецификой холодного питерского менталитета, сколько ранимостью его самого. Тончайшей души человек, он был страшно беззащитен, и это вынуждало его прятаться за маской эдакого крутого мачо. Так или иначе, лично мне Майк очень дорог, и за Майка Юрию – отдельное спасибо. Когда он пел «Позвони мне рано утром», в немного утрированном копировании майковских гнусавых интонаций было столько любви к этому великом человеку!
«Вам спеть «Карла»»? – Юрий немного устал. Все мы, конечно, киваем, хотя я предпочла бы что-нибудь другое… «Сказка о Карле» - песня хорошая, но мне кажется, что Юрий ее перерос. Но с другой стороны, очевидно, что значительной части аудитории эта песня дорога, да и мне тоже…
Последняя песня концерта – «Сарабанда» - оказалась его кульминацией. Я «Сарабанду» знаю по старой концертной записи (где Юрий вначале спрашивает «Ну что, живые еще? Поехали дальше?»). С тех пор песня очень сильно изменилась, даже текст немного мутировал, а уж музыка… Из просто красивой пафосной композиции «Сарабанда» превратилась в настоящий звуковой лабиринт, где Наумов был и Дедалом, и Минотавром, и Тесеем, и Ариадновой нитью. Мне было весь концерт непросто сидеть рядом с Мастером, но тут уж я поплатилась за это удовольствие сполна… Я оказалась переполнена его безумной, кайфовейшей энергетикой, мне казалось, что я сейчас взорвусь, стало на самом деле страшно! И в финале этого мрачного, экстатического великолепия прозвучала неожиданная кода, кристально чистая и ясная мелодия, подействовавшая на меня как ведро ледяной воды на голову, как первый вдох после долгого погружения под воду! Древние греки называли это «катарсис», древние китайцы – «сатори». Это состояние длилось долго, и отзвук его остался до сих пор.
Потом мы долго хлопали, Юрий кланялся, прижимая гитару к сердцу – сияющие глаза, мягкая улыбка. А потом спросил у меня: «Вам понравилось?» Господи, ну как же на этот вопрос ответить?! Неужели просто «да»?! Это был невыразимый восторг! Совершенно не хотелось уходить, как и всегда после концертов Наумова, в зале была удивительно позитивная атмосфера. Часть выработанной энергии повисла в воздухе, и его теперь можно было трогать руками, резать ножом и мазать на хлеб. Было приятно просто сидеть в этой комнате и ощущать присутствие Юрия, который раздавал автографы, реплики и улыбки. Я тоже получила все это – теперь буклет, который я носила с собой два года в память о концерте во дворце Белозерских-Белосельских (это был не только первый концерт Наумова, на котором я была, но и один из самых безумных дней в моей жизни), напоминает еще и об этом концерте. А потом мы все-таки ушли, унося с собой в сердце часть чего-то большого и значительного. И когда мы вышли на улицу, нас встретила полная луна… У меня нет больше слов. Я могу только повторять за Мастером снова и снова: «Я пьяница радуги на фиолетовом срезе,
Безумью не будет конца….»
Сайт Дмитрия Гороховского: http://www.kvartirniki.spb.ru

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

[info]aya_logos

November 8 2007, 18:35:21 UTC 4 years ago

Удивительный отзыв.... спасибо :-)
Можно еще узнать чем вы занимаетесь? Так заинтриговали....

[info]li_nevskaya

November 9 2007, 07:11:27 UTC 4 years ago

Занимаюсь я русской философией Серебряного века.

[info]li_nevskaya

November 9 2007, 07:12:15 UTC 4 years ago

Большое спасибо за внимание. :)

[info]aya_logos

November 9 2007, 14:03:34 UTC 4 years ago

:-)

[info]mamontenok

November 11 2007, 00:06:25 UTC 4 years ago

:-) Спасибо!
С памятником подождём (неприлично при жизни-то...), а если ссылочку на сайт квартирников добавите в текст - буду очень благодарен! :-)

[info]abanamat2

September 26 2008, 09:25:53 UTC 3 years ago

не хочешь при жизни?!!! — помочь? :-) :-) :-) Гы!!!!

[info]mamontenok

September 28 2008, 00:57:35 UTC 3 years ago

Ну хоть до 8-го подожди! :-)

[info]abanamat2

September 28 2008, 02:23:08 UTC 3 years ago

хорошо.... подожду. :-)

[info]mamontenok

September 28 2008, 07:20:40 UTC 3 years ago

Как там, по сказке? Ты меня сперва накорми, напои, а потом уж... Ну, даже я согласен на только "напои" - мне понравилось! :-)

[info]abanamat2

3 years ago

[info]mamontenok

3 years ago

[info]olga_klimova

November 11 2007, 17:32:35 UTC 4 years ago

Спасибо за отзыв.
Все передано так образно..., как-будто не текст перед глазами, а картинка, видео.

[info]yuriblus

November 13 2007, 17:51:54 UTC 4 years ago

Wow! Вот это постинг! Обычно тонко чувствующие люди - самые деликатные и не слышные из аудитории. Поэтому - да здравствует ЖЖ. С его помощью художник может еще при жизни удостовериться, что его произведения все же попали по адресу... :-)

С квартирных концертов некогда начался мой артистический путь. И первый квартирник я отыграл в Петербурге - кажется в январе 1985 года. В ту пору квартирники игрались за неимением альтернативы: отсутствием легального статуса, недоступностью приличных концертных залов... Это было средством выживания. Я их отыграл в районе 200. Они и стали той школой, которая артистически сформировала меня. Поэтому идея квартирного концерта в Питере - как опыт возвращения в артистически исходную точку - мне показалась славной и стоющей.

Конечно, в этом был и элемент ностальгии, но - незначительный. Главным было пришедшее с годами осознание, что эти концерты на крохотных пространствах были настоящими трансцедентальными полигонами. Я пел и играл для людей, видел их глаза перед собой, рисковал всем и мое предназначение исполнялось. Единственное, чего не было тогда - это полновесного звука. И это был огромный минус. Он отделял мир квартирников от мира "настоящих", "больших" концертов. Здесь - непосредственная магия при ущербной технологии, а "там" - саунд, свет, размах...

И поэтому я был сразу сориентирован на то, чтобы этот домашний концерт по ключевым параметрам не уступал бы полновесным концертным залам. И главный из этих параметров - звук. Я привез с собой два больших рюкзака с концертным "железом", и задействовано было все - до последнего проводка.

Мы с Машей Архиповой поехали в магазин тканей и купили черной драпировки во всю стену - чтобы рубилово проходило не на фоне обоев.

Дима Гороховский на протяжении двух предконцертных дней не выпускал из рук молотка и крестовой отвертки - сооружая ряды сидений с нарастающим повышением от первого ряда к последнему...

Удался ли концерт - судить Вам. Но я могу сказать, что звук был ломовой. Лучше, чем в больших залах. Такой же плотный и внятный, но с гораздо более очерченным стерео-разделением. Спасибо Диме Гороховскому за роскошные колонки, Маше Архиповой - за роскошный предусилитель, компании BBE Sound, Inc - за роскошные максимайзеры :-)

В череде благодарностей мне бы хотелось так же отметить Александра Голева, со-основателя "Фонда Александра Башлачева", который согласился выступить финансовым гарантом концерта.

Спасибо всем, кто пришел.

И, конечно же, спасибо li_nevskaya за столь подробный и теплый отзыв. :-)

[info]li_nevskaya

November 15 2007, 17:11:12 UTC 4 years ago

Спасибо за теплые слова! Идея с черной драпировкой была отличной. И вообще, все было превосходно. Я втайне надеюсь на повторение этого праздника. Юрий, какой же Вы все-таки классный!!! (А гитара у Вас и правда, похоже, радиоактивная :) )

[info]abanamat2

September 26 2008, 09:30:20 UTC 3 years ago

хорошо помню квартирники сентября 1985-го...... да уж: СТРЁМНО тогда было! А хлопать я до сих пор не могу — иногда через силу.
А сидели как.... как-то в Ульянке мы вдвоём с Сашей Куссулём под клавиатурой пианино. И некоторым девушкам становилось плохо и они падали в обмороки....

[info]teddee

October 17 2008, 18:48:05 UTC 3 years ago

оффтоп

Юра, здравствуйте, предстоит лететь из Штатов. впервые везти аппаратуру - комбик, гитару, педальки всякие мелочи, хотел поговорить по поводу как вы это все регулярно перетаскиваете через океан. Если телефон дадите, могу позвонить. (я кости гузева друг детства, если что, я совершенно безопасен, он за меня ручается :) )

Прочитал на сайте Граховского (мы там тоже будем играть) про два рюкзака, вот и возник вопрос.

[info]willowgale

November 14 2007, 07:53:57 UTC 4 years ago

Й

Да... От эмоционального заряда я просто расплакалась, едва вышла на воздух и увидела луну... Это было что-то непередаваемое, это был просто ДРУГОЙ мир.

[info]mediagrail

November 27 2007, 12:21:50 UTC 4 years ago

Верилось в такое счастье с трудом, ждалось с нетерпением, купленные заранее билеты жгли руки. И вот организованной толпой мы идем туда, где будет вершиться Действо.
---
Спасибо вам за «обоженные руки»... таких рук очень немного...


Отлично выстроенный звук, не слишком громкий, но абсолютно четкий и внятный, не было потеряно ни одной ноты, ни одного спецэффекта.
---
Для музыки Наумова правильный звук крайне важен, и вам похоже повезло на этом дамашнике, поскольку звук в больших концертных залах почти всегда неадекватный, особенно в психоделических вещах.
Звуковые сочетания эффектов и степень их насыщенности в музыке Юры довольно высокая, то соответственно для получения сбалансированного общего звука, исходщего из динамиков, надо иметь не только набор хорошей аппраратуры, но и знать «степень психоделического давления» музыки Наумова.

Вот это понравилось:

Лихорадочный перекур на лестнице, нервное ерзанье на скамье в зале – и вот началось.

Первым чудом оказался «Пьяница Радуги». Я его услышала впервые – и как он мне понравился!

Вечное чередование «лунной» и «солнечной» эпох в истории культур, и горькое разочарование «лунных» людей в новом утре, в котором не сбываются их мечты.

Из просто красивой пафосной композиции «Сарабанда» превратилась в настоящий звуковой лабиринт, где Наумов был и Дедалом, и Минотавром, и Тесеем, и Ариадновой нитью.

И в финале этого мрачного, экстатического великолепия прозвучала неожиданная кода, кристально чистая и ясная мелодия, подействовавшая на меня как ведро ледяной воды на голову, как первый вдох после долгого погружения под воду!

Древние греки называли это «катарсис», древние китайцы – «сатори». Это состояние длилось долго, и отзвук его остался до сих пор.
---
Вы похоже не в Сатори попали, а в Самадхи. Причем, надолго. :)


Часть выработанной энергии повисла в воздухе, и его теперь можно было трогать руками, резать ножом и мазать на хлеб.
---
Классно сказано.

А потом мы все-таки ушли, унося с собой в сердце часть чего-то большого и значительного. И когда мы вышли на улицу, нас встретила полная луна…
---
Подумайте об этом с точки зрения метафизики... мы все уйдем когда нибудь, и нам действительно нужно будет взять с собой что-то значительное... и пусть нас встретит полная луна, освещая дорогу...

[info]li_nevskaya

November 28 2007, 08:18:57 UTC 4 years ago

Спасибо, Вы так все внимательно прочитали... Насчет Самадхи - похоже на то... Конечно, Вы правы "с точки зрения метафизики", проблема в том, чтобы не нагрузить себя в этот путь так, что вообще никуда не не дойдешь. В общем, грамотно выстроить приоритеты.
А звук и правда был абсолютно адекватный - лучше, чем в залах.

[info]mediagrail

November 28 2007, 08:52:47 UTC 4 years ago

... проблема в том, чтобы не нагрузить себя в этот путь так, что вообще никуда не не дойдешь. В общем, грамотно выстроить приоритеты.
----
Да, приоритеты - это главное. Вспомнилось вдруг:

Я уже отдан силе, что правит моей судьбой.
Я ни за что не цепляюсь, поэтому мне нечего защищать.
У меня нет мыслей, поэтому я буду видеть.
Я ничего не боюсь, поэтому я буду помнить себя.
Отрешенный, с легким сердцем.
Я мимо Орла проскользну, чтобы снова стать свободным.

Здесь небольшой материал, если интересно -
http://blogs.mail.ru/mail/wagdas/1C853DF8DEC3C953.html

[info]aya_logos

November 29 2007, 16:42:34 UTC 4 years ago

спасибо! настолько достоверный экскурс в историю...как будто бы там побывала, в том времени (кажется, что это было с ума сойти как давно) - некоторые подробности просто завораживают... и слова песен как бы наново воспринимаются в контексте вашего рассказа - спасибо!
а как давно вы сами в штатах? как вас туда занесло? (если не секрет, конечно ;)

[info]aya_logos

November 29 2007, 16:47:57 UTC 4 years ago

забыла уточнить - это я говорю о вашем "небольшом материале "Алмазы русского блюза" :)

[info]mediagrail

4 years ago

[info]aya_logos

4 years ago

[info]mediagrail

4 years ago

[info]li_nevskaya

November 29 2007, 18:25:58 UTC 4 years ago

Вообще хороший блог. Вы, похоже, очень интересный человек. А нельзя ли Вашу музыку послушать?
P. S. Полная луна, конечно, хорошо, а вот дойти бы до рассвета...

[info]mediagrail

4 years ago

[info]mediagrail

4 years ago

[info]li_nevskaya

November 29 2007, 21:45:29 UTC 4 years ago

Опс! Не только не слышала, но и не знала, что такая есть!

[info]mediagrail

November 30 2007, 23:32:19 UTC 4 years ago

За то теперь знаете, что есть. :) Возможно вы её услышите в один из приездов Ю.Н. в Россию. И возможно это случится на полнолуние. :)

[info]li_nevskaya

December 2 2007, 10:50:58 UTC 4 years ago

Кстати, Ваш текст про Наумова и мне оказался очень созвучен. Видимо, поэтому Вы уделили столько внимания моему.

[info]mediagrail

December 2 2007, 23:19:02 UTC 4 years ago

Я уделил внимание Вашему тексту естественно: начал читать и сразу понял, что человека, т.е. Вас, пробрало по полной. :) Собственно, поэтому и отреагировал на постинг, поскольку знал, что Вам это нужно в первую очередь, ведь всегда приятно что где-то, кто-то тебя хорошо понимает. :)
Мне, на самом деле, было бы очень интересно узнать какая из песен Ю.Н. самая популярная среди его слушателей, и я даже подумал, что было бы неплохо
поспрашивать людей на эту тему с сети. Нужна для этого специальная страница, где можно было бы устроить Голосовалку. :) (это не сложно сделать технически) Возможно, было бы правильно разделить творчество Ю.Н. на категории:

1. Блюз
2. Баллада
4. Инструментал
3. Психоделика
5. Альбом

И выявить посредством голосовалки по три лучшие вещи в каждой категории. Как Вам такая идея? Это ведь и самому автору было бы интересно. :) Если идея понравится, можно попросить Ю.Н. помочь нам раскинуть вещи по категориям.

[info]mediagrail

4 years ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…