li_nevskaya (li_nevskaya) wrote in yuri_naumov,
li_nevskaya
li_nevskaya
yuri_naumov

Концерт в театре "Антресоль" 29.04.09 (СПб).

В этот раз концерт проходил в очень необычном помещении: в маленьком театре на Васильевском острове (когда-то это был легендарный клуб «Тамтам»). Зал на восемьдесят мест, выкрашенный в черный цвет, уютное фойе с кожаными диванчиками и забавными «арт-объектами» − одним словом, приятная, богемная обстановка, так подходящая для камерных концертов Юрия Наумова.
Юрий сразу предупредил, что программа будет более сложная, информационно насыщенная, чем в зале у Финляндского вокзала, поскольку в больших залах всегда есть момент рассеивания внимания слушателей, а камерный концерт позволяет этого избежать.  


Начало концерта было очень мощным: уже знакомая по последнему квартирнику пара песен «Мои времена» − «Выбросив зимние сны». Первая из них в этот раз мне понравилась больше: прозвучала она хлестко, динамично, и атмосфера зала оказалась ей очень «к лицу». Мрачная, но энергичная, с замысловато изломанным ритмом и столь милыми сердцу автора глубокими басами – очень эффектная песня, с очень эффектным переходом в следующую (они всегда исполняются без малейшего временного зазора, как одно целое). Как будто едешь на поезде сначала по туннелю, а затем туннель заканчивается, и взгляду открывается тот самый «солнечный день» с ландшафтом «в одеяньях весны». Я для себя решила, что, раз эти песни представляют собой пару, то «Мои времена» - песня мужская, а «Выбросив зимние сны» - женская. И хотя мужское начало в этот раз явно доминировало, это не умаляет достоинств «Выбросив зимние сны» - легкой, почти вальсовой, проникнутой чувством весеннего головокружения и роковой захваченности течением времени.
Затем последовала блюзовая импровизация, плавно переросшая в песню «Никак не похоже на блюз» - ее уже можно считать классическим образцом наумовского блюза и неотъемлемой частью концертов Юрия, своего рода визитной карточкой, сочетающей искрометную технику игры на гитаре и виртуозную игру слов. Потом была баллада «Та, с которой шел», в которой меня всегда поражает текст: такое радостное настроение в начале преобразуется по мере «раскручивания» сюжета в страшную трагедию. Затем Юрий рассказывал про свой фильм «Рок как будто блюз» и исполнил ключевой номер оттуда, «Ночь на Хай-Вэе», самую мою любимую из инструментальных композиций. Во время ее звучания меня не оставляло чувство стремительного движения сквозь ночь, даже казалось, что встряхивает на особо крутых поворотах!
Далее был блок из двух «средне-тяжелых» песен. «Вера» - нежнейшая, красивейшая баллада, лаконичная, с проникновенным вокалом, одна из самых позитивных песен Юрия. Своего рода песня-талисман о светлом волевом начале, помогающем личности в вечном противостоянии хаосу «безумной ночи» и косности «глухонемых сердец». «Всемирный закон торможенья» − можно сказать, хит, был кульминацией первого отделения, именно на нем возникло ощущение открытого энергетического потока, которое присутствовало далее уже на протяжении всего концерта. Эффект «пространственных перемещений» напоминал то ли купание в сильный шторм, то ли хаотичный булгаковский полет на метле, сперва с восторженным азартом, а затем с ужасом неизбежного «начала распада молекулы рая на атомы ада».
В качестве передышки прозвучал изящный «Пинг-Понг блюз» с шальным перестуком и уже укоренившимися в нем несколькими протяжными нотами. Все-таки до чего интересно наблюдать, как песня эволюционирует на твоих глазах, становится все более неоднозначной, обрастает нюансами и «пикантными подробностями». В еще большей мере это относится к последовавшей «Дороге назад», теперь все менее напоминающей средневековую балладу, обросшую гулкими басами, благодаря которым в песне появилось беспокойство, так созвучное тем духовным поискам, метаниям и тоске, о которых поется. К чему ведет дорога назад? Почему так крепко сидит в нас память о ней и так сильно ее влияние на нас? И можно пройти по ней вперед, вглубь, вверх? «Кто нас гонит в шею, кто сорвал нас с места»? Всей жизни может не хватить, чтобы ответить…
Второе отделение тоже началось с роскошной пары: «Азиатская месса» и «Этой ночью». «Месса», как и стоило от нее ожидать, прозвучала с сокрушительной силой, вот уж где энергия захлестывала! Есть в этой песне магия, причем отнюдь не добрая… «Этой ночью» была объявлена как любимая песня сына Юрия, «мистера Дэниэла Френсиса Наумова», которому летом исполняется шесть лет. Я горячо поддерживаю умного ребенка в этой любви, песня великолепная! От начала, с чутким, нежным, как пульс котенка, ритмом, через экспрессивное соло, до очень искренней, но безукоризненно эстетически выдержанной истерики в финале – она держала зал в напряжении все одиннадцать минут.
Психоделическая часть концерта была прервана волнительным моментом: Юрий предложил на выбор две песни, заранее опасаясь, что выбор будет «не в его пользу». Однако по рядам прокатился вздох, и Юрия "пощадили" − предпочли не «Я не вижу Солнца» (одну из самых сильных, но и самых сложных для исполнения, по признанию Юрия, вещей), а «Жизнь, как единственный день». И выбор был по-своему верным, «Жизнь» хорошо вписалась в общую композицию концерта, сохранила общий уровень эмоционального накала, хотя звучание у нее скорее медитативное. Очень яркие образы в этой песне, «распятая память» вживую плакала «на километровых столбах», и «отравленный Моцарт» падал в небо воочию.
Переход от психоделии к блюзам обозначился старинной и трогательной инструменталкой «Вода», удивительной по технике исполнения, со страшно дергающимся указательным пальцем. Инструменталы у Наумова очень выразительные, сразу рождают визуальный ряд, и тогда тоже ясно представилась река, то бурлящая на порогах, то с тихими заводями.
Затем был чудесный, любимый мой «Бэйби-блюз», настоящая квинтэссенция блюза, грусти, любви − самой жизни, воплощенной в звуке. Трагичный, как любое произведение о неизбежности судьбы (или, как в данном случае, того, что «не судьба»), и при этом наполненный ни с чем не сравнимой, истинно блюзовой чувственностью, он растрогал до слез. «А разве, разве может быть иначе?» − беспощадный приговор… Романтическое настроение было поддержано прозвучавшей «по заявкам» балладой «Любовь», «рекордсменом по сентиментальности», написанной в юности на почве все той несчастной любви. Хотя речь в ней идет об отказе от любви даже ее отрицании, музыка представляет собой целый шквал нежности, просто «ах»!
Итак, всех растрогав и умилив напоследок, Юрий завершил концерт, как обычно «Сарабандой», дав накопленной энергии обрушиться девятым валом. Восторг.
Одним словом, концерт получился очень сильным и по-настоящему весенним. Такая музыка стоит большой и серьезной любви.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments