li_nevskaya (li_nevskaya) wrote in yuri_naumov,
li_nevskaya
li_nevskaya
yuri_naumov

Концерт у Гороховского 8.10.08.

Концерт был − отличный! Все-таки явное преимущество квартирников перед концертами в больших залах − особая атмосфера, непринужденная и доверительная, располагающая к непосредственному общению, и в случае с Юрием Наумовым − без потери ощущения серьезности самого действа, собственно музыки. Все, как в концертном зале, роскошные песни в виртуозном исполнении, профессиональный звук, который я уже хвалила в прошлом своем постинге − и при этом ты сидишь на расстоянии полутора метров от Маэстро, ловишь его взгляд, вступаешь в диалог... Это сильно! 

Начало было необычным, вместо традиционного «Шкодного блюза» были исполнены две еще неизданные и мною доселе не слышанные песни: «Мои времена» и «Выбросив зимние сны». Очень интересная пара, сыгранная без перерыва (более двадцати минут звучания, но слушается на одном дыхании), песни очень разные, но прекрасно дополняющие друг друга. Первая − ритмичный, хлесткий блюз, чья монотонность подчеркивает нарастающий драматизм, вторая − мелодичная баллада, по-наумовски проникновенная и трагическая, «с надрывом». Обе хорошие, но вторая лично мне, пожалуй, оказалась ближе.

Далее речь (точнее, музыка) пошла о том, чему, собственно, и посвящен нынешний концертный тур Юрия − прозвучали песни, вошедшие в фильм «Рок как будто блюз» и альбом-саундтрек к нему. Кстати, замечательный фильм, я с удовольствием смотрела его все лето и слушаю теперь. «Лицом» презентации были «Никак не похоже на блюз» (знакомая всем присутствовавшим, наверное, до последней ноты, но исполненная так сильно, что пробрала до самых печенок), и, конечно же, «Ночь на хайвее». В фильме этот номер безусловно кульминационный, по ощущениям динамичный видеоряд стопроцентно совпадает с музыкой. Сам Юрий, насколько я поняла, считает этот инстументал очень американским произведением, но лично мне там слышится очень родная и знакомая разухабистость, что-то вроде «дорого длинною, погодой лунною, да с пеней той, что в даль летит, звеня». В общем, какой же русский не любит быструю американскую езду…

Затем последовал блок песен из альбома «Violet». Первая из них − «Та, с которой шел», очень любимая мною песня, у которой я заметила одну особенность. В своей предельной, исповедальной искренности («Ты мне завещал: “не укради”, а я Тебе…» − головокружительная строка!) она звучит тем лучше, чем меньше аудитория, в больших залах она, увы, теряется. Так что квартирник для этой песни − наилучшая среда обитания, что в очередной раз и подтвердилось. Последовавшему далее «Ночному полету» в двух частях «по плечу» любые залы, но это исполнение было наимощнейшим. Первая часть, всегда воспринимаемая мной как преамбула ко второй и не более, в этот раз ни на йоту не уступила ей по звуковой насыщенности и прозвучала восхитительно красиво.

Вторая же часть просто повергла в шок. Юрий показал, что владеет голосом и интонацией не менее виртуозно, чем инструментом. «И на рассвете, отпетая клекотом хриплым, ударит из горла весна» − это было пропето почти шепотом, до дрожи, до слез, до полуобморока… В музыкальном же отношении творилось вообще что-то невероятное: соло звучало, как будто сыгранное на клавишах, словно в гитару переселилась душа стоящего рядом закрытым рояля.

Так что из шокового состояния Юрию пришлось публику выводить, и он и с этой задачей справился. Был исполнен «Пинг-понг блюз», предваренный заявлением, что хотя критики и сетуют на отсутствие в песнях юмора и самоиронии, но зато юмор и самоирония находят воплощение в инструменталах. Действительно, сыграно было лихо, весело, и даже нашлось в этой вещи место для импровизации, что для меня было неожиданностью. Также музыку сопровождала пантомима, и уж в ней-то юмор и самоирония имели место в полный рост, и даже не обошлось без кокетства. От лица девушек с первого ряда заявляю, что было очень мило. После «Пинг-понг блюза» аплодисменты были вместе со смехом, что для концертов Наумова действительно редкость. В его песнях, безусловно, есть остроумие, но оно скорее саркастического свойства.

Роскошно прозвучал «Рожден, чтоб играть», с густым, сочным, физически ощущаемым звуком. Конечно, эта песня − манифест, и слово «игра» в ней означает не только музыку, но и определенную жизненную стратегию. Хотя понятия «играть рок» и «играть с судьбой» − чертовски близкие. «Дорога назад» − тоже о судьбе, хотя это уже скорее эпос, а не драма. Она прозвучала в новой аранжировке, благодаря которой ушло ощущение затянутости, песня обрела цельность. И опять-таки, какой проникновенный вокал, какие интонации!

Кульминация концерта, что характерно, наступила в начале второго отделения, это была роскошная пара: «Азиатская месса» и «Этой ночью». «Азиатская месса» во всем своем мрачном великолепии, варварской роскоши и какой-то жестокой, кровожадной экстатичности ошеломила совершенно, я не ожидала от себя такой реакции. Казалось, мир сейчас рухнет… Слова «Мы уйдем за предел повсеместно и вместе» повторялись, как молитва, как заклинание, было ощущение невероятной мощи и мистического ужаса. Следует отметить, что не только звучало, но и смотрелось все очень аутентично: причудливые арабески «Азиатской мессы» эффектно сочетались с яркой, экзотичной внешностью Наумова, особенно в том ракурсе, в котором было видно мне − в профиль. По-моему, профессиональная съемка с этого ракурса была бы отличным визуальным воплощением этой песни.

После концерта Юрий рассказывал, что эта песня − о России, о нашем вечном стремлении быть европейцами и неискоренимом в нас Востоке. Но я, честно говоря, воспринимаю эту песню в иной плоскости отношений, не «Россия – Восток − Запад», а «Личность – мир − Трансцендентное». Для меня «Азиатская месса» стоит в том же ряду, что и «Космос», «Метафизические опыты», это основано, наверное, в большей степени на моем личном опыте и личной боли... «Этой ночью» − пожалуй, самая моя любимая песня Юрия, и в этот раз она тоже была великолепна. Удивительно, что на этом концерте хорошо знакомые и любимые песни воспринимались как-то по-новому, очень свежо и эмоционально.

Это относится, в том числе, и к «Звездной ночи», заявленной Юрием как «сентиментальная юношеская баллада». Затем была «Сказка о Карле» в «ме-е-едленном» варианте, действительно, кайфовом. «Вообще, чем моя музыка медленнее, тем лучше» − сказал Юрий.

И, наконец, напоследок, были исполнены две песни, воплощающие, по словам Юрия, его представление о средневековых мадригалах. Очень красивая, причудливо-мелодичная «В ожидании рассвета», чей сюжет перекликается с «Ночным полетом» и «Верой», трагическая и при этом исполненная душевной теплоты. И «Сарабанда», ставшая уже коронным финальным номером, как всегда, очень энергетически насыщенная, совершенно неземная. На этот раз она привела меня в состояние тихого блаженства, было ощущение парения в невесомости. «Дай сорваться в эту пропасть,/ Чтоб вонзиться в это небо/ Навсегда!» − было чувство, что я уже практически понимаю, как это происходит…

В общем, восторг, очарование, море впечатлений! И еще одно из них − общение после концерта, во время раздачи автографов. Юрий − очень обаятельный и открытый человек, общаться ним было не менее интересно, чем слушать его песни, хотя речь, конечно, шла о них. Это в очередной раз доказывает, что гениальность − свойство не профессиональное, но личностное.

Уходить, как всегда, не хотелось, но все когда-нибудь заканчивается… но так же все имеет свое продолжение! Так что ждем, с нетерпением.

Чуть не забыла! Вам сюда: http://www.kvartirniki.spb.ru

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments